Разъяснения прокуратуры август 2019

О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности

Прокуратура Ленинградской области разъясняет, что приказом МВД России от 29.03.2019 N 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» обновлен порядок исполнения обязанностей участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке Устанавливается, что основными формами несения службы участковым уполномоченным полиции являются:

  • профилактический обход административного участка;
  • рассмотрение обращений граждан;
  • индивидуальная профилактическая работа;
  • прием граждан;
  • отчеты перед населением о проделанной работе.

Свою деятельность при несении службы участковый уполномоченный полиции осуществляет на обслуживаемой территории либо в служебном помещении, расположенном на административном участке — участковом пункте полиции.

Служебные обязанности и права участкового уполномоченного полиции конкретизируются в должностном регламенте (должностной инструкции).

Утратившим силу признается Приказ МВД России от 31.12.2012 № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» с внесенными в него изменениями.

Заявление о распределении средств пенсионных накоплений может быть подано в любой территориальный орган ПФР

Прокуратура Ленинградской области разъясняет, что заявление о распределении средств пенсионных накоплений может быть подано в любой территориальный орган ПФР.

Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 876 «О внесении изменения в пункт 5 Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умерших застрахованных лиц средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуальных лицевых счетов», внесены изменения.

Ранее было установлено, в частности, что выплата средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица правопреемникам производится в соответствии с заявлением о распределении средств пенсионных накоплений, поданным застрахованным лицом в территориальный орган ПФР по месту его жительства.

Для повышения доступности и качества оказания государственной услуги по приему заявления застрахованного лица о распределении средств пенсионных накоплений предусмотрена возможность подачи такого заявления в любой территориальный орган ПФР по выбору застрахованного лица.

О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей

Прокуратура Ленинградской области разъясняет, что Правительством РФ корректируется порядок установления и осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением ребенка.

Поправки Правительства РФ к проекту Федерального закона № 720994-7 «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», внесенному Правительством Российской Федерации, принятому Государственной Думой в первом чтении 25 июня 2019 года.

Согласно Федеральному закону от 28.12.2017 N 418-ФЗ право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 года, является гражданином РФ и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте РФ за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.

Поправками предлагается изменить критерий нуждаемости семей (величину среднедушевого дохода) при установлении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка с 1,5-кратной на 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения.

Предусматривается, что гражданин имеет право подать заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка в любое время в течение трех лет (в настоящее время — в течение полутора лет) со дня рождения ребенка.

Также устанавливается, что осуществление ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка прекращается, в числе прочего, при достижении ребенком возраста трех лет (сейчас — полутора лет) — со дня, следующего за днем исполнения ребенку трех лет (в действующей редакции — полутора лет).

Перераспределена компетенция должностных лиц по возбуждению и рассмотрению дел об административных правонарушениях о нарушениях прав инвалидов

Прокуратура Ленинградской области разъясняет, что Федеральным законом от 18.07.2019 № 180-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» перераспределена компетенция должностных лиц по возбуждению и рассмотрению дел об административных правонарушениях о нарушениях прав инвалидов.

В частности:

  • судьи уполномочены рассматривать дела о правонарушениях по ст. 9.13 КоАП РФ в части уклонения от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов образования и предоставляемых услуг в этой сфере, при этом составление протоколов возложено на должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования (иные дела по ст. 9.13 КоАП РФ будут рассматриваться судьей в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком правонарушении, передает его на рассмотрение судье);
  • органы, уполномоченные в области авиации, будут рассматривать дела указанной категории в части уклонения от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов гражданской авиации и услуг по перевозке пассажиров в этой области;
  • органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания, будут рассматривать дела о правонарушениях, предусмотренных статьей 9.13 КоАП РФ, в части уклонения от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов.

Перекупщиков билетов лишили возможности осуществлять их перепродажу по завышенным ценам

Прокуратура Ленинградской области разъясняет, что согласно Федеральному закону от 18.07.2019 N 193-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» перекупщиков билетов лишили возможности осуществлять их перепродажу по завышенным ценам.

Реализация билетов, абонементов и экскурсионных путевок на проводимые организациями исполнительских искусств и музеями зрелищные мероприятия осуществляется такими организациями самостоятельно и (или) уполномоченными ими лицами (индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами), на основании договоров, заключенных в соответствии с законодательством РФ. Организация исполнительских искусств и музей вправе разрешить уполномоченному лицу передавать по договору другому лицу права и обязанности по реализации билетов, абонементов и экскурсионных путевок, при этом уполномоченное лицо несет ответственность за действия другого лица.

Предусматривается, что уполномоченные лица при реализации билетов, абонементов и экскурсионных путевок вправе взимать плату за оказание покупателю сопутствующих услуг, если иное не предусмотрено договором, заключенным с организацией исполнительских искусств или музеем. Факт оказания покупателю билета, абонемента или экскурсионной путевки сопутствующих услуг должен быть оформлен в соответствии с законодательством РФ с обязательной выдачей покупателю документа, подтверждающего их оплату. Общая стоимость сопутствующих услуг должна составлять менее 10 процентов цены, указанной в приобретенных билете, абонементе или экскурсионной путевке.

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти утверждает в установленном порядке формы билета, абонемента и экскурсионной путевки (в том числе формы электронного билета, электронного абонемента и электронной экскурсионной путевки) на проводимые организациями исполнительских искусств и музеями зрелищные мероприятия как бланки строгой отчетности, содержащие реквизиты билета, абонемента и экскурсионной путевки. Организации исполнительских искусств и музеи вправе самостоятельно устанавливать элементы оформления билетов, абонементов и экскурсионных путевок на проводимые ими зрелищные мероприятия.

Билеты, абонементы и экскурсионные путевки, формы и реквизиты которых не соответствуют утвержденным формам и реквизитам, элементы оформления которых не соответствуют элементам оформления, установленным организациями исполнительских искусств и музеями, содержащие исправления, а также поддельные билеты, абонементы и экскурсионные путевки являются недействительными, не дают права на посещение проводимых такими организациями исполнительских искусств и музеями зрелищных мероприятий и не принимаются к возврату.

Установлено, что организации исполнительских искусств и музеи размещают на своих официальных сайтах в сети «Интернет» информацию, в частности:

  • о ценах на билеты, абонементы и экскурсионные путевки на проводимые ими театрально-зрелищные, культурно-просветительные или зрелищно-развлекательные мероприятия, в том числе публичное представление музейных предметов и музейных коллекций;
  • о лицах, уполномоченных на реализацию билетов, абонементов и экскурсионных путевок, о других лицах, которым переданы права и обязанности по их реализации, включая сведения о сайтах в сети «Интернет», через которые осуществляется реализация, а также информацию о максимальной стоимости сопутствующих услуг, оказываемых покупателям билетов, абонементов и экскурсионных путевок указанными лицами;
  • о формах, реквизитах и элементах оформления билетов, абонементов и экскурсионных путевок на проводимые зрелищные мероприятия;
  • о зрелищных мероприятиях, посещение которых осуществляется при предъявлении документов, удостоверяющих личность посетителя, в том числе документов, удостоверяющих личность иностранного гражданина или лица без гражданства, с указанием сведений о посетителе (фамилии, имени и отчества) в билете, абонементе и экскурсионной путевке, в случае реализации организациями исполнительских искусств и музеями именных билетов, именных абонементов, именных экскурсионных путевок;
  • о порядке возврата билетов, абонементов и экскурсионных путевок, в том числе именных.

Именные билеты, именные абонементы и именные экскурсионные путевки дают право на посещение зрелищных мероприятий только при предъявлении документов, удостоверяющих личность посетителей. При несоответствии сведений о посетителе, указанных в именном билете, абонементе или экскурсионной путевке, сведениям, содержащимся в предъявляемом документе, или при наличии исправлений в сведениях о посетителе, посетитель не допускается на зрелищное мероприятие.

Реализация билетов, абонементов и экскурсионных путевок на проводимые организациями исполнительских искусств и музеями зрелищные мероприятия по цене, превышающей цену, указанную в билете, абонементе или экскурсионной путевке, не допускается.

Правила и условия возврата билетов, абонементов и экскурсионных путевок и переоформления на других лиц именных билетов, абонементов и экскурсионных путевок в случае отказа посетителей от посещения зрелищных мероприятий утверждаются Правительством РФ.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2019 года.

Дачную амнистию предложено продлить до 1 марта 2022 года

Прокуратура Ленинградской области разъясняет, что дачную амнистию предложено продлить до 1 марта 2022 года согласно проекту Федерального закона N 707989-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (текст ко второму чтению).

До указанной даты, в частности, члены некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно. До 1 марта 2021 года, согласно законопроекту, будет допускаться осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в ЕГРН не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости.

Кроме того, законопроектом норму о возможности установления субъектами РФ предельных максимальных и минимальных цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) кадастровых работ, выполняемых в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, ИЖС, индивидуального гаражного строительства, и расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости предлагается сделать бессрочной.

Конституционный Суд РФ разрешил адвокатам занимать должности депутатов представительных органов муниципальных образований на непостоянной основе

Прокуратура Ленинградской области разъясняет, что конституционный Суд РФ разрешил адвокатам занимать должности депутатов представительных органов муниципальных образований на непостоянной основе.

Конституционный Суд РФ признал положение абзаца первого пункта 1 статьи 2 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку оно по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагает запрета адвокату совмещать адвокатскую деятельность с осуществлением им полномочий депутата представительного органа муниципального образования на непостоянной основе. Конституционный Суд РФ отмечает, в частности, следующее.

Действующее правовое регулирование предусматривает, что по некоторым должностям в органах государственной власти и местного самоуправления, в том числе замещаемым посредством выборов, полномочия осуществляются на непостоянной основе, т.е. без отрыва от основной профессиональной деятельности, которой лицо занималось на момент замещения должности, и без абсолютного ограничения возможности для лица совмещать депутатскую деятельность с иной — помимо преподавательской, научной и иной творческой — оплачиваемой деятельностью. Так, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. Запреты заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или некоммерческой организацией, за исключением разрешенных федеральным законом случаев, и заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности, установлены для депутатов, замещающих свои должности на постоянной основе.

В случае избрания лица депутатом представительного органа муниципального образования на постоянной основе его статус адвоката приостанавливается. При этом Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» не содержит такого основания приостановления статуса адвоката, как избрание депутатом представительного органа на непостоянной основе.

Таким образом, действующее законодательное регулирование позволяет утверждать, что законодатель не предусматривает каких-либо правовых последствий замещения муниципальной должности адвокатом для его адвокатского статуса в случае, если он избран депутатом представительного органа муниципального образования и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе. Причем с учетом конституционных требований соразмерности налагаемых ограничений и определенности правового регулирования это должно расцениваться не как пробел в определении правовых последствий, наступающих применительно к избранию адвоката депутатом представительного органа муниципального образования и осуществлению им депутатских полномочий на непостоянной основе, а как квалифицированное умолчание, свидетельствующее о том, что на осуществление полномочий депутата представительного органа местного самоуправления на непостоянной основе положение абзаца первого пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» не распространяется и, соответственно, не предполагает запрета адвокату совмещать адвокатскую деятельность с осуществлением им полномочий депутата представительного органа муниципального образования на непостоянной основе.

Роспотребнадзор разъяснил сроки, в течение которых потребитель вправе требовать ремонта, обмена или возврата товара

Прокуратура Ленинградской области разъясняет, что Роспотребнадзор разъяснил сроки, в течение которых потребитель вправе требовать ремонта, обмена или возврата товара согласно Информации Роспотребнадзора от 22.07.2019 «ВНИМАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ: Особенности предъявления требований в отношении недостатков товара».

Сообщается, что действующее законодательство различает сроки годности, сроки службы и гарантийные сроки на товары.

Гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляется со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Однако для сезонных товаров (обувь, одежда) эти сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется субъектами РФ исходя из климатических условий места нахождения потребителей. Если продажа товара осуществляется дистанционным способом, через интернет, по почте либо каким-либо другим способом, то гарантийный срок товара исчисляется со дня доставки товара.

Если на товар не установлен срок годности или гарантийный срок, потребитель вправе предъявить свои требования изготовителю или продавцу в пределах двух лет со дня передачи товара, если более длительные сроки не установлены законом или договором.

В случае, если товары доставлялись в один день, а устанавливались или подключались в другой, гарантийный срок исчисляется со дня, когда появилась возможность полноценно использовать товар. Но если товар приобретался у одного продавца, а установку и сборку через некоторое время осуществляет другая организация, то сроки исчисляются со дня заключения договора купли-продажи.

Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части товара считаются равными гарантийному сроку на основное изделие, если иное не установлено договором. В случае, если на комплектующее изделие и составную часть товара в договоре установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем гарантийный срок на само изделие, потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками комплектующего изделия и составной части товара, при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие, если иное не предусмотрено договором.

Если на комплектующее изделие установлен гарантийный срок большей продолжительности, чем гарантийный срок на основной товар, то потребитель вправе предъявить требования в отношении недостатков товара при условии, что недостатки комплектующего изделия обнаружены в течение гарантийного срока на это изделие, независимо от истечения гарантийного срока на основной товар. В случае обнаружения в товаре недостатков после того, как прошел его гарантийный срок, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования по замене, ремонту или возврату товара, если сможет доказать, что недостатки товара возникли до его передачи или по причинам, возникшим до этого момента.

Если же недостатки существенные (т.е. они не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, или проявляются вновь после их устранения) и потребитель докажет, что они возникли до передачи товара, то даже в случае, если прошло более двух лет со дня передачи товара, но срок службы товара не истек, потребитель также может предъявить претензию изготовителю, импортеру либо продавцу. Однако в таком случае со дня передачи товара должно пройти не более десяти лет.

При устранении недостатков товара посредством замены комплектующего изделия или составной части основного изделия, на которые установлены гарантийные сроки, на них устанавливается гарантийный срок той же продолжительности, что и на замененные, следовательно, гарантийный срок исчисляется со дня выдачи этого товара по окончании ремонта.

Утверждена форма типового договора на предоставление ресурсоснабжающей организацией коммунальных услуг собственникам жилых помещений

Прокуратура Ленинградской области разъясняет, что постановлением Правительства РФ от 13.07.2019 № 897 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу договорных отношений между собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями» утверждена форма типового договора на предоставление ресурсоснабжающей организацией коммунальных услуг собственникам жилых помещений.

Предмет договора включает предоставление услуг холодного, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Предусмотрены права и обязанности сторон договора, порядок учета объема (количества) коммунальной услуги, а также положения, касающиеся размера платы за коммунальную услугу и порядка расчетов, ограничения, приостановления, возобновления предоставления коммунальной услуги и др. Договоры с ресурсоснабжающей организацией, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг, заключаются на неопределенный срок.

Управляющая организация будет предоставлять ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, по установленному перечню.

Предусмотрены в том числе условия для начала предоставления ресурсоснабжающей организацией коммунальной услуги соответствующего вида, перечень информации, которую ресурсоснабжающая организация доводит до сведения собственников и пользователей жилых помещений в многоквартирном доме до даты начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида.

Также, в частности, скорректирован порядок предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе в части заключения договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственниками помещений в многоквартирном доме и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.